Если ребёнок не говорит
Если ребенок не говорит
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Довольно часто к логопеду обращаются родители с жалобами на задержку речевого развития ребенка на данный возрастной период. Какую же работу нужно проводить с этими детьми? Как же им помочь?
Для преодоления задержки речевого развития, работа должна проводиться в комплексе. В последнее время ученые доказали, что развитие мелкой мускулатуры пальчиков, имеет исключительное значение для формирования речи. В Институте нейрохирургии записывали биотоки мозга у детей и обнаружили: если ребенок производит ритмичные движения пальцами правой руки, то в левом полушарии у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно в левой лобной области, где находится двигательная речевая зона и центр Брока, а также в височной области, где расположен центр Вернике, т. е. сенсорная речевая зона. Связь функции кисти руки и речи оказались настолько тесной, что тренировку пальцев рук считают мощным физиологическим стимулом развития речи. Очень важно общение ребенка с людьми и окружающим миром, где ребенок получает поведенческий материал для подражания.
Речь является не врожденной способностью ребенка, приобретенной. Поэтому надо, чтобы речь окружающих была образцом для подражания. В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять усеченные слова. Ребенок должен видеть и слышать вашу мимику, артикуляции. И подражать вам.
- Выполнение артикуляционных упражнений
Нужно играть язычком, губами. Развивать мышцы губ и языка. Упражнениями занимаются в виде игры о веселом язычке. В этих играх полость рта называется «домиком», кончик языка «хвостиком», твердое небо «потолком», нижние зубы «крылечком», верхние «дверкой», а струя воздуха «ветерком».
- Открывать и закрывать «домик».
- Вытягивание губ в улыбку «трубочку» (и – у).
- «Хвостик» – вперед, назад, вверх, вниз, вправо, влево.
- Слизывать широким «хвостиком» варенье с верхней губки («вкусное варенье»).
- Широкий «хвостик» за крылечко («горочка»)
- Щелкать «хвостиком» («лошадка»).
- Отработать сильный «ветерок» посередине «хвостика»:
а) сдувать ватку с кончика носа;
б) дуть через трубочку в стакан с водой;
в) дуть на мельницу или султанчики.
- Массаж пальчиков рук левой и правой
Массаж делает мама или логопед. Выполняется легким надавливанием от кончиков пальцев к запястью. Растирание сверху вниз. Сгибание и разгибание пальчиков.
Очень хорошую тренировку мелкой мускулатуры пальчиков обеспечивают народные игры с пальчиками: «Сорока белобока», «Коза», «Пальчики в лесу», «Пальчик-мальчик» и другие.
Например:
Взрослый держит перед собой руку ребенка и загибает мизинец, загибает безымянный палец, средний, указательный и щекочет ладошку.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик гриб помыл,
Этот пальчик гриб сварил,
Этот пальчик все съел,
От того и растолстел.
«Пальма»
Игру можно проводить и с несколькими детьми.
Дети поднимают правую руку (или левую) ладонью к себе. Левой рукой берут мизинец и загибают его после слов «хочет спать», загибают безымянный, средний, указательный, большой пальцы. Поднимают правую руку и распрямляют пальцы при слове «вставать».
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
ТИШЕ, ТИШЕ! Не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать.
- Пальчиковая гимнастика
Ребенок выполняет сам.
- Играет на «пианино».
- «Лягушки» – одновременное разгибание пальчиков.
- Сгибание и разгибание пальчиков по одному в кулачок и из кулачка.
- Пальчики здороваются с большим пальчиком своей руки.
- Пальчики здороваются с пальчиками другой руки.
- Покажи «козу».
- Покажи «ушки у зайчика».
- Играем на «барабане».
- Хлопаем в ладоши.
- Работа с мелким раздаточным материалом :
- Выкладывание цветов, шариков, домиков и других предметов из мозаики, пшена, рисовых зерен, палочек.
- Работа с вкладышами.
- Пирамидки различных размеров.
- Нанизывание бусинок на стержень, снятие их по одной.
- Шнуровка:
а) используют плотный картон с дырочками;
б) учиться завязывать шнурки.
- Застёгивание пуговиц.
- Рвать на мелкие кусочки бумагу, сначала хаотично, а потом по сгибам, по контуру.
- Аппликация
Учить работать с ножницами, держать ножницы, стричь ровными линиями, потом по контуру: кружочки, овалы, квадратики, треугольники и другие фигурки. Эти фигуры вырезают из цветной бумаги или раскрашивают и делают из них аппликации:
а) «Праздничные флажки».
б) «Собираем яблоки».
в) «Цветы»
г) «Мы идем на праздник» (наклеить флажки, шары, цветы).
д) «Куклы неваляшки» – яркие рубашки (из двух ярких кружочков).
е) Укрась елочку игрушками (дается контур елочки)
ж) Украсим узором полоски (наклеить кружки 2-х цветов на полоску)
з) Украсить коврик (по замыслу)
к) Строить дом (на прямоугольник наклеить квадратики).
- Рисование
Учить правильно держать карандаш, фломастер, кисточку. При работе с красками, учить аккуратно наносить краску и убирать рабочее место.
- Развитие словаря
Для развития активной речи нужно создавать такие ситуации. При которых ребенок вынужден обращаться к взрослым с речью:
- Показывать и называть предметы, приучая по слову находить их взором или приносить.
- Учить называть упрощенными словами изображения на картинках: корова – «му-му», собака – «ав-ав», кошка – «мяу-мяу», и др.
- Постепенно вытесняя из речи ребенка звукоподражания, учить называть предметы и действия. Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые его привлекают в данный момент, о тех действиях, которые он совершает, формируя у него связь между словом и предметом, словом и действием.
- Вызывать у ребенка речевую активность через провоцирующие вопросы: «Это кошка?», а показать собаку.
Развитию речи способствует чтение стихов, сказок, потешек.
Занятие проводить в виде игры ежедневно от 5 до 20 минут.
Успехов и терпения!!!